Аллан Калхамер — создатель Дипломатии

Аллан Калхамер — выпускник Гарварда, создатель «Дипломатии», которая уже более полувека является любимой настольной игрой интеллектуалов, скончался 25 февраля 2013 года в Ла-Гранж-парке, штат Иллинойс. Ему было 81 год. Причиной смерти была сердечная и почечная недостаточность.

Калхамер (произносится CAL-uh-mur) задумал «Дипломатию» в Гарварде в середине 1950-х годов, и с самого начала цель была простой: достичь мирового господства в течение как можно большего количества часов (или дней или даже лет).

Выпущенная в продажу в 1959 году, «Дипломатия» разошлась более 300 000 экземплярами. Считается, что это была любимая игра Генри Киссинджера. Говорят, Джон Ф. Кеннеди и Уолтер Кронкайт наслаждались ею. В 1984 году игра была занесена в Зал славы журнала Games, наряду с такими же известными, как Monopoly, Clue и Scrabble.

На протяжении многих лет Diplomacy («Dip» — для самых горячих приверженцев игры) — вдохновляла создание журналов, проведение международных турниров и, в последнее время, онлайн-соревнований.

«Дипломатия» играется на карте Европы, предшествующей Первой мировой войне, идеально подходит для семи игроков, каждый из которых представляет одну из великих держав этого периода: Англию, Францию, Германию, Италию, Австро-Венгрию, Россию и Турцию ,

Игра заканчивается, когда кто-либо захватывает 18 из 34 стратегических «центров снабжения», или когда все остальные игроки согласны с тем, что продолжать игру не имеет смысла и они признают свое поражение либо когда на доске устанавливается патовая ситуация и оглашается ничья.

В отличие от многих настольных игр, «Дипломатия» не дает вам никаких шансов и случайностей: нет кубиков (как в сопоставимой настольной игре «Риск»), нет карт для перетасовки, никаких вращений барабана и прочее. Вместо этого она опирается на стратегию, хитрость и, прежде всего, на вербальное мастерство.

В каждой из фаз переговоров в игре, игроки ведут переговоры и подслушивают разговоры соперников, игроки в более слабых позициях объединяются вместе с теми, кто сильнее.

То, что вытекает из этих переговоров определяет ход событий на игровой доске, — это мир альянсов с яркими союзами, запланированными совместными военными кампаниями, сделками, которые оглашаются, затем аннулируются, а новые соглашения возникают, чтобы занять их место. Здесь враг — друг, а друг — враг, и редко, когда они разделены.

Короче говоря, «Дипломатия» вознаграждает всю манеру лжи: шпионаж, взяточничество, слухи, психологическую манипуляцию, прямое запугивание, предательство, месть и удары в спину.

Он также вознаграждает выносливость. Типичная игра длится как минимум шесть часов, а 16-часовые игры не такая уже и редкость. В почтовых играх для игроков, живущих в разных городах или странах, первые из которых были сыграны еще в начале 1960-х годов, партия длится несколько лет.

Калхамер был почетным гостем на многих турнирах по»Дипломатии», в которых он был, по большому счету, хорошим игроком, но не лучшим. В остальное время он спокойно жил в Ла-Гранж-парке, пригороде Чикаго, где он работал в качестве почтальона, но возился с другими играми, хотя все они и не были изданы.

Аллан Брайан Калхамер родился 7 декабря 1931 года в Хинсдейле, штат Иллинойс, и вырос в Ла Гранж-парке. Его мать была учителем, а его отец — инженером.

Мальчик, изучая чердак своего дома, столкнулся с атласом старых карт и был пленен им. На его страницах прошлое действительно было чужим, с вызывающими воспоминания названиями — Ливония, Курляндия, Османская империя — которые вызывали отдаленную эпоху. Предпосылкой к созданию «Дипломатии», по словам Калхамера, и была эта самая книга.

В Гарварде, который он окончил с отличием в 1953 году, молодой Калхамер изучал европейскую историю с Сидни Брэдшоу Фей. Изучая книгу профессора Фей в 1928 году «Происхождение мировой войны» о интригах за кулисами великих держав, он подумал, как он позже вспоминал: «Да это же как игра в настольную игру!».

Калхамер разработал свою игру, первоначально названную Realpolitik, в 1954 году, в то время как он был зачислен на юридический факультет Гарварда.

Не желая быть карьеристом, Калхамер бросил юридическую школу не окончив ее. Некоторое время он жил у Уолден-Понд в знак уважения к своему кумиру, Генри Дэвиду Торо; позже работал ненадолго в качестве сотрудника дипломатической службы в Африке и охранника в Статуе Свободы.

В 1959 году, после того как «Дипломатия» была отвергнута несколькими издателями игр, Калхамер выпустил 500 экземпляров за свой счет, продавая их по почте, 6,95 долларов за штуку. Вскоре, она была приобретена Games Research и с тех пор прошла через многие корпоративные руки, в том числе Avalon Hill и Hasbro. Игра в настоящее время издается Wizards of the Coast, которая также выпускает Dungeons & Dragons.

Успех «Дипломатии» приводит к тому, что Калхамер был нанят Лабораторией прикладных исследований Сильвании в Уолтхеме, штат Массачусетс, чтобы помочь в разрешении реальных военных задач (прогнозирование военных ситуаций и конфликтов). Не желая соблюдать корпоративную этику Аллан ушел после шести лет работы. С его женой, Хильдой Моралес, он поселился в своем родном городе. Помимо его жены, с которой он женился в 1967 году, у Калхамера две дочери: Татьяна Калхамер и Селенн Калхамер-Болинг.

Калхамер глубоко гордился «Дипломатией», и хотя доходы с продаж не делали его богатым, они однажды позволили ему купить автомобиль Mercury Monarch. Его другие настольные игры, которые никогда не выходили на рынок. В одной из них игроки перемещаются по измерениям пространственно-временного континуума.

В течение 21 года, до ухода на пенсию в начале 1990-х годов, Калхамер доставлял почту в Ла-Гранж-парке. Он получал удовольствие, упражняясь в математических операциях с числами на номерных знаках автомобилей на его маршруте.

Он наверняка также получал удовольствие от мысли, что в один день, письмо от одной Великой державы к другой, наполненное угрозами, путаницами и хитроумными пустыми обещаниями «Дипломатии», будет доставлено ее создателем.

Источник: The New York Times, March 6, 2013 (перевод Yuriy Hryniv aka Flame).

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments